Четверг, 25.04.2024, 17:37
Приветствую Вас, Гость
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Руководителям

органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования,

образовательных организаций

 

 

 

Малышева, ул., д. 33, г.Екатеринбург, 620075 тел. (343) 371-20-08, факс (343) 371-34-08; 359-83-24 Е-таП: Мо@ттоЬга2.ги ЬНр://\у\у\у.ттоЬга2.ги

 
 

 

Надпись: ОТНа№

О направлении методических рекомендаций по НОКО

Уважаемые коллеги!

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области направляет для использования в работе по организации и проведению независимой оценки качества образования (далее - НОКО) методические рекомендации, разработанные Министерством образования и науки Российской Федерации, по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - методические рекомендации).

Прошу довести методические рекомендации до образовательных организаций и разместить на официальных сайтах образовательных организаций и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

Приложение: на 14 л. в 1 экз.

Министр                                                                                                                    Ю.И.  Биктуганов

Наталья Степановна Порошилова т.(343)359-83-11

 

 
 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА

Тверская ул., д. 11, Москва, 125993 Тел. (495) 539-55-19 Факс (495) 629-08-91 Е-таП: тГб@топ.§оу.ги

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования

 

 

 

3 &,б~

О направлении методических рекомендаций по НОКО

В целях оказания методической помощи при реализации положений Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» Минобрнауки России направляет Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Приложение: на 13 л. в 1 экз.

А.Б. Повалко

 

 

       
   
 

К.С. Селезнёва

(499) 681-03-87 доб. 4125

 

 

 


 

УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации

  1. Б. Повалко

« V » апреля 2015 г.

Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих

образовательную деятельность

Настоящие Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации».

  1. Общие положения

Независимая оценка качества образования (далее - НОКО) - оценочная процедура, которая направлена на получение сведений об образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ, предоставление участникам отношений в сфере образования соответствующей информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации и улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций через:

привлечение к оценке качества образования общественных и общественно- профессиональных организаций, негосударственных, автономных некоммерческих организаций, отдельных физических лиц в качестве экспертов, специализирующихся на вопросах оценки качества образования;

координацию действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, негосударственных структур, общественных, общественно- профессиональных организаций по повышению качества условий образовательного процесса, реализуемых образовательными организациями образовательных программ, результатов освоения образовательных программ, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами и потребностями потребителей образовательных услуг;

совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

мероприятия по повышению эффективности, качества и доступности образовательных услуг.

 

Результаты НОКО могут быть востребованы различными труппами пользователей для решения актуальных профессиональных и личных задач, в том числе:

  1. Обучающимися и их родителями (законными представителями):

в целях выбора места обучения для себя и/или своих детей;

для выявления текущего уровня освоения образовательных программ и корректировки индивидуальных учебных планов;

для оценки собственных возможностей продолжения обучения по тем или иным образовательным программам;

  1. Организациями, осуществляющих образовательную деятельность в целях:

оценки уровня подготовки обучающихся и факторов на него влияющих;

оценки соответствия реализуемой деятельности запросам и ожиданиям участников образовательного процесса и/или иных заинтересованных организаций;

определения перечня мероприятий по улучшению результатов и качества предоставления образовательных услуг;

  1. Заинтересованными организациями:

для выработки совместных с образовательной организацией действий по корректировке образовательных программ, методов обучения и др.

  1. Коллегиальными органами управления организациями, осуществляющими образовательную деятельность:

в качестве механизма вовлечения родителей и представителей местного сообщества в реализацию задач ее развития и т.д.

  1. Федеральными и региональными органами исполнительной власти:

в целях принятия управленческих решений, в том числе при кадровых перестановках, разработке программ по развитию системы образования, проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, и др.;

  1. Проведение независимой оценки качества подготовки обучающихся (НОК ПО)
  1. Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится по инициативе участников отношений в сфере образования в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательных программ или их частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся, в том числе:

определение соответствия качества подготовки обучающихся требованиям реализуемых программ;

выявление факторов, влияющих на качество подготовки обучающихся (в том числе применяемых образовательных технологий, методик, приемов обучения, учебно-методических комплексов);

выявление уровня образовательных достижений различных групп обучающихся;

Методические рекомендации - 02

 

выявление динамики изменения качества подготовки обучающихся;

определение степени эффективности принимаемых управленческих решений (например, при проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов» кадровых перестановках, разработке программы по развитию системы образования и др.) на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации);

создание необходимой базы информационно-аналитических материалов для принятия управленческих решений на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации), направленных на повышение качества подготовки обучающихся.

  1. Участниками отношений в сфере образования могут выступать:

обучающиеся;

родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;

педагогические работники и их представители;

организации, осуществляющие образовательную деятельность;

работодатели и их объединения;

федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

  1. Организации, осуществляющие независимую оценку качества подготовки обучающихся, устанавливают виды образования, группы обучающихся и/или образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится независимая оценка качества подготовки обучающихся, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся,

В качестве оператора, ответственного за проведение НОК ПО, могут привлекаться различные организации, такие как:

организации, подведомственные органу управления образованием и осуществляющие функции по оценке качества образования в субъекте Российской Федерации (муниципалитете). Например, центры оценки качества образования и/или подведомственные региональным органам управления образованием организации дополнительного профессионального образования, осуществляющие кроме прочего функции по проведению процедур независимой оценки качества образования (далее - организации ОКО, организации-операторы);

некоммерческие организации* деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;

коммерческие организации, имеющие опыт в проведении процедур НОК ПО;

иные организации, обладающие необходимым кадровым потенциалом и опытом работы в сфере оценки качества образования.

При проведении ведомственной независимой оценки качества образования привлечение организаций на роль организации-оператора может быть осуществлено на конкурсной основе или в форме государственного (муниципального) задания.

Финансовое обеспечение деятельности организаций-операторов осуществляется со стороны заказчика.

Виды работ, услуг, которые могут входить в техническое задание для организаций-операторов:

разработка методики и инструментария проведения НОК ПО;

разработка инструктивных и методических материалов;

сбор и обобщение данных, полученных в ходе НОК ПО, формирование баз данных;

разработка программного обеспечения для сбора и/или анализа указанных данных;

обработка и анализ информации, получаемой в ходе НОК ПО;

проведение апробации разработанного инструментария для оценки качества подготовки обучающихся;

подготовка отчетов с рекомендациями для различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей);

иные виды работ, услуг не противоречащие законодательству Российской Федерации.

НОК ПО осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования в соответствии с критериями и требованиями российских, иностранных и международных организаций.

  1. В целях осуществления НОК ПО органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления:

создают условия для развития организаций ОКО;

создают условия для формирования и развития кадрового потенциала для осуществления НОК ПО на региональном уровне;

координируют работу субъектов НОК ПО на региональном уровне;

организуют разработку рекомендаций по проведению НОК ПО на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций;

организуют разработку методических рекомендаций по преподаванию отдельный: предметов и дисциплин на основе результатов независимой оценки качества подготовки обучающихся.

  1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:

сбор необходимой информации и ее представление организации, осуществляющей НОК ПО, в Соответствии с требованиями оценочной процедуры;

необходимые условия для проведения оценочной процедуры в соответствии с инструктивными методическими материалами, которые разрабатывает организация ОКО;

Методические рекомендации - 02

 

по результатам участия в процедурах независимой оценки разрабатывает план мероприятий по улучшению качества подготовки обучающихся;

использует результаты НОК ПО для решения задач, отраженных в образовательной программе (программах) организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также с целью повышения эффективности деятельности, достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

обеспечивает открытость и доступ к информации об осуществлении НОК ПО на всех ее этапах.

  1. Организации-операторы.

Функционал организаций-операторов определяется рамками соответствующего технического задания, заказа. Для обеспечения условий и качества проведения НОК ПО организациям-операторам могут быть переданы следующие функции:

установление видов образования,                    групп обучающихся и (или)

образовательных программ или их частей, в отношений которых проводится НОК ПО;

определение условий, форм и методов проведения НОК ПО;

определение размеров выборки и периодичность проведения НОК ПО;

разработка методики и инструментария проведения НОК ПО, в том числе анкет для сбора контекстной информации;

разработка инструктивных методических материалов;

сбор и обобщение данных, полученных в ходе НОК ПО, формирование баз данных;

разработка (при необходимости)                     соответствующего программного

обеспечения для сбора и/или анализа указанных данных;

обработка, анализ и интерпретация результатов процедур НОК ПО;

подготовка отчетов с рекомендациями для различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей).

  1. Процедуры НОК ПО осуществляются в целях:

повышения эффективности управления образованием;

повышения качества подготовки обучающихся;

корректировки подходов к подготовке и повышению квалификации педагогических и руководящих работников;

популяризации подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса;

развития разнообразия образовательных программ при сохранении единого образовательного пространства.

Методические рекомендации - 02

  1. При подготовке управленческих решений на уровне региона, муниципального образования на основе результатов НОК ПО органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают:

информационное сопровождение процедур НОК ПО» открытость методик, на основе которых они проводятся;

условия для предоставления образовательными организациями в открытом доступе в сети «Интернет» достоверных данных, полученных в ходе НОК ПО.

Значительному повышению качества принимаемых решений на основании НОК ПО способствует всестороннее обсуждение не только результатов, но и основных характеристик процедуры оценки с экспертным и профессиональным сообществами, работодателями и их объединениями, общественными советами, а также самими участниками образовательных отношений и заинтересованными гражданами.

Результаты НОК ПО могут быть использованы при формировании рейтингов и других форм представления результатов оценочных процедур.

  1. Проведение независимой оценки качества деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (НОК ОД)
  1. Функции НОК ОД:

определение соответствия предоставляемого организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образования потребностям физических и юридических лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность;

ориентирование потребителей образовательных услуг при выборе образовательной организации (программы) для получения образования, соответствующего их интересам, потребностям и возможностям;

обеспечение открытости и доступности информации о деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

обеспечение различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей) достоверной информацией, охватывающей различные аспекты деятельности образовательных организаций, для обоснованного принятия управленческих решений (например, при проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, кадровых перестановках, разработке программы по развитию системы образования и др.) и разработки программ и мер повышения качества образовательных услуг;

повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ.

  1. Для выполнения работ (оказания услуг) по проведению НОК ОД могут привлекаться организации-операторы, в том числе:

 

федеральные организации, осуществляющие функции по оценке качества образования;

организации, подведомственные федеральным и региональным органам управления образованием и осуществляющие функции по оценке качества образования в данном субъекте Российской Федерации (в соответствующем муниципалитете);

иные организации, которые обладают необходимым кадровым потенциалом и опытом работы в сфере оценки качества образования, социологических исследований, рейтингования организаций социальной сферы.

К осуществлению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций в установленном законодательством Российской Федерации порядке могут быть привлечены:

некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;

коммерческие рейтинговые агентства (при условии наличия в регионе (муниципалитете) достаточных финансовых ресурсов для проведения рейтингования образовательных организаций), имеющие опыт создания рейтингов организаций социальной сферы.

Привлечение организаций на роль оператора НОК ОД может быть осуществлено на конкурсной основе или в форме государственного (Муниципального) задания.

Виды работ, услуг, которые могут входить в техническое задание для организаций-операторов:

разработка методики и инструментария проведения оценки;

сбор и обобщение данных, полученных в ходе НОК ДО, формирование баз данных;

обработка и анализ информации, полученной в ходе НОК ДО;

распространение (публикация, организация обсуждения и др.) результатов проведенной оценки;

иные виды работ, услуг, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

  1. Для обеспечения условий и качества проведения НОК ОД органы управления образованием реализуют следующие функции:

формируют общественные советы по проведению НОК ОД. Формирование таких общественных советов осуществляется с обязательным участием общественных организаций, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) (далее - общественные организации). В случае если при органе управления образованием уже существует действующий общественный совет, функции и полномочия по проведению НОК ОД могут быть возложены на него. Делегирование полномочий по проведению НОК ОД действующему общественному совету может осуществляться только при условии согласования с соответствующим общественным советом;

утверждают Положение об общественном совете по проведению НОК ОД. В случае делегирования полномочий по проведению НОК ОД уже существующему общественному совету орган управления образование должен утвердить внесение изменений и дополнений в Положение соответствующего общественного совета;

разрабатывают с учетом предложений общественного совета по проведению НОК ОД техническое задание для организации ОКО (организации-оператора);

размещают информацию о результатах НОК ОД на своих официальных сайтах и официальном сайте Минобрнауки России;

рассматривают и учитывают в своей управленческой деятельности результаты НОК ОД, рекомендации по совершенствованию системы образования, предоставленные общественным советом по проведению НОК ОД;

обеспечивают на своих официальных сайтах в сети "Интернет" техническую возможность выражения мнений гражданами о качестве образовательной деятельности Организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Для этого могут быть использованы сервисы интерактивного голосования, электронное анкетирование, обсуждение на открытых коммуникативных площадках (форумах).

Заключение государственных, муниципальных контрактов на выполнение работ, оказание услуг по сбору, обобщению и анализу информации о качестве образовательной деятельности организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления по результатам заключения государственных, муниципальных контрактов оформляют решение об определении организации- оператора, ответственного за проведение НОК ОД, а также при необходимости предоставляют организации-оператору общедоступную информацию о деятельности данных организаций, формируемую в соответствии с государственной и ведомственной статистической отчетностью (в случае, если она не размещена на официальном сайте организации).

  1. Общественные советы по проведению НОК ОД:

определяют перечни организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых проводится НОК ОД;

формируют предложения для разработки технического задания для организации-оператора, принимают участие в рассмотрении проектов документации о закупках работ, услуг, а также проектов государственного, муниципального контрактов, заключаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере Образования, органами местного самоуправления с организацией-

 

оператором;

устанавливают при необходимости критерии НОК ОД (дополнительно к установленным пунктом 4 статьи 95.2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федераций» критериям);

проводят НОК ОД с учетом информации, представленной организацией- оператором;

представляют соответственно в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно­правовому регулированию в сфере образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления результаты НОК ОД, а также предложения об улучшении их деятельности.

Общественный совет по НОК ОД организаций, осуществляющих образовательную деятельность, формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов. Состав указанного общественного совета формируется из числа представителей общественных организаций. Число членов общественного совета не может быть менее чем пять человек. Члены общественного совета осуществляют свою деятельность на общественных началах. Информация о деятельности общественного совета размещается органом государственной власти, органом местного самоуправления, при которых он создан, на своем официальном сайте в сети «Интернет».

  1. Для обеспечения условий и качества проведения НОК ОД организации, осуществляющие образовательную деятельность, выполняют следующие функции:

предоставляют в открытом доступе в сети «Интернет» отчет о результатах самообследования, а также информацию о своей деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации[1];

по результатам участия в процедурах НОКО разрабатывают, согласовывают с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления и утверждают планы мероприятий по улучшению качества работы образовательных организаций;

используют результаты НОКО для решения задач, отраженных в образовательной программе (программах) организации, а также с целью повышения эффективности деятельности, достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

 

могут принимать участие в общероссийских, международных сопоставительных мониторинговых исследованиях.

  1. Основные критерии и соответствующие параметры оценки деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, регламентируются соответствующим законодательством Российской Федерации[2].

В качестве основных критериев НОК ОД выступают:

открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

доброжелательность, вежливость, компетентность работников;

удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Данные критерии являются обязательными при проведении НОК ОД. Дополнительно к ним органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут включить в проведение НОК ОД иные критерии, отражающие характеристики образовательных организаций и программ, важные для соответствующей системы образования.

Введение (при необходимости) дополнительных критериев НОК ОД осуществляется общественным советом по проведению НОК ОД.

  1. НОК ОД организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводится не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года.

Каждая процедура НОК ОД может охватывать различные группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Группы участников таких процедур могут формироваться следующим образом:

полный охват всех организаций определенного типа;

выборочный охват организаций определенного типа.

При выборочном охвате необходимо точно определить характеристики организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на основании которых будет проводиться отбор участников НОК ОД.

В частности, это могут быть:

характеристики контингента обучающихся (например, школы, работающие в сложном социальном контексте);

территориальная отнесенность (например, дошкольные образовательные организации, расположенные в сельской местности);

ведомственная принадлежность;

объемные показатели организации, осуществляющей образовательную деятельность (например, малокомплектные школы);

специализация образовательных программ;

иные характеристики.

  1. Процедуры НОК ОД осуществляются с целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг. Они призваны способствовать:

развитию конкурентной среды в системе образования;

популяризация подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса;

сохранению и развитию при сохранении единого образовательного пространства разнообразия образовательных программ.

Информация о результатах НОК ОД размещается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на своих официальных сайтах и официальном сайте для размещения информаций о государственных и муниципальных учреждениях в сети «Интернет».

Результаты оценки являются значимыми для широкого круга заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и других заинтересованных групп пользователей. Необходимо обеспечивать свободный доступ к полученным результатам НОКО.

  1. Подробная информация об осуществляемых в субъекте Российской Федерации процедурах НОК ОД должна размещаться в открытом доступе и содержать:

описание методов и индикаторов, используемых цри формировании Форм образовательных организаций;

сведения о баллах для каждого отдельного индикатора, используемых для расчета итогового/комплексного индикатора;

анализ и интерпретацию полученных в ходе оценочных процедур результатов.

При формирований Форм организаций, осуществляющих образовательную деятельность, или реализуемых ими образовательных программ необходимо учитывать специфику факторов, влияющих на качество предоставления образовательных услуг (территориальное расположение, направленность образовательных программ, особенности контингента обучающихся и др.).

Все информационные источники, используемые для построения Форм, должны быть открытыми, а также предусматривать возможность уточнения и/илй проверки представляемых данных (данные ведомственной статистики, базы данных, мнения обучающихся, учителей и родителей (законных представителей), и т.п.).

Формы, представленные в открытом доступе, должны содержать механизмы обратной связи, по которым отдельные пользователи или образовательные организации, включенные в Формы, могут получить разъяснения о методологии, направить свои комментарии.

Методические рекомендации - 02

При построении Форм в сфере общего и дополнительного образования детей целесообразно опираться на «Принципы рейтингования в образовании Российской Федерации», утвержденные Общественной Палатой Российской Федерации в марте

  1. года[3].
  1. Результаты независимой оценки качества образования могут быть представлены в различных формах (далее - Формы);

Рейтинг - это форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой участники оценки (организации, осуществляющие образовательную деятельность, образовательные программы или Системы образования) сравниваются между собой и размещаются в итоговом списке в определенной последовательности в зависимости от оценок, полученных по различным показателям их деятельности. Как правило, размещение осуществляется по принципу «от лучших - к худшим»,

Рэнкинг - это форма представления результатов оценки качества образования, при которой участников можно упорядочить по любому из имеющихся показателей. В отличие от рейтинга, это не зафиксированная форма, а база данных для получения всех интересующих вариантов ранжирований исходного с