Пояснительная записка
Учебный план муниципального дошкольного образовательного учреждения «Новоисетский детский сад» разработан в соответствии следующих нормативных документов:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1014 «об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 13.05.2013г.;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
- Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014г. № 08-249;
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»;
Учебный план МКДОУ «Новоисетский детский сад» на 2016-2017 учебный год является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности.
Целью образовательного процесса в детском саду является обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; сохранение единства образовательного пространства, через преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Для достижения цели определены задачи:
- учитывать в образовательном процессе особенности психофизического развития и возможности детей;
- сделать процессы обучения и воспитания взаимодополняющими, обогащающими социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие детей;
- объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- творчески организовать воспитательно-образовательный процесс;
- осуществлять необходимую квалифицированную коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.
Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели.
В 2016-2017г. в ДОУ функционирует 6 групп общеразвивающей направленности, укомплектованных с возрастными нормами:
- Группа раннего возраста (1,6 -2 лет)
- Первая младшая группа (2 -3 года)
- Вторая младшая группа (3 – 4 года)
- Средняя группа (4 – 5 лет)
- Старшая группа (5 – 6 лет)
- Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)
Учебный план МКДОУ «Новоисетский детский сад» соответствует Уставу ДОУ, Основной общеобразовательной программе, примерной образовательной программе и парциальным программа, обеспечивая выполнение «Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ», гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг.
Образовательный план состоит из инвариантной (обязательной) части и вариативной (модульной) части. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования (составляет не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной общеобразовательной программы дошкольного образования).
Парциальные программы являются дополнением к Примерной образовательной программе и составляют не более 40% от общей учебной нагрузки.
Обязательная часть образовательной программы строится на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под ред. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой.
В части, формируемыми участниками образовательных отношений представлены парциальные программы:
- реализация задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» осуществляется на основе парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста», авторы Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б.Стеркина и программы «Светофор» Т.И.Даниловой;
- реализация задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» осуществляется на основе парциальной программы И.А.Лыковой «Цветные ладошки»;
- реализация задач образовательной области «Познавательное развитие» осуществляется на основе парциальной программы «Мы живем на Урале», авт. О.В.Толстикова, О.В.Совельева;
- реализация задач образовательной области «Речевое развитие» осуществляется на основе парциальной программы «Обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи», авт. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.
Вариативная часть учебного плана – часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает вариативность образования, отражает приоритетное направление деятельности МКДОУ и расширение области образовательных услуг для воспитанников.
В соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования в инвариантной части Плана определено время на образовательную деятельность, отведенное на реализацию образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей входят в расписание непосредственно образовательной деятельности. Они реализуются как в обязательной части, части, формируемой участниками образовательных отношений, так и во всех видах деятельности и отражены в календарном планировании.
Учебный план рассчитан на пятидневную учебную неделю.
Продолжительность учебного года составляет 37 недель.
Образовательный план устанавливает минимальную нагрузку и определяет максимальный объём учебной нагрузки дошкольников, распределяет учебное время, необходимое на освоение общеобразовательной программы. Недельная учебная нагрузка не превышает нормы предельно допустимой нагрузки.
В середине учебного года (январь) для воспитанников организуются недельные каникулы, во время которых проводятся игры - занятия только физического и художественно – эстетического направлений.
В летний период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др.
Количество и продолжительность непрерывной образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 2.4.1.3049-13) (см. таблицу).
Максимальный объем образовательной нагрузки в первой половине дня:
- в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно,
- в старшей и подготовительной группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки.
Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности не менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, ее продолжительность составляет не более 25 - 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.
Продолжительность НОД в соответствии с возрастом детей
1,6-2 года |
2 – 3 года |
3 – 4 года |
4 – 5 лет |
5 – 6 лет |
6 – 7 лет |
8-10 мин. |
8 – 10 мин. |
15 мин. |
20 мин. |
25 мин. |
до 30 мин. |
*НОД – непосредственно образовательная деятельность
Максимально допустимый объем
недельной образовательной деятельности в соответствии с возрастом
1,6-2 года |
2 – 3 года |
3 – 4 года |
4 – 5 лет |
5 – 6 лет |
6 – 7 лет |
100 мин 1ч. 40мин. |
100 мин. 1ч. 40мин. |
150 мин 2ч. 30мин |
220мин 3ч. 40мин. |
350 мин. 5 ч.55мин |
450 мин. 7ч. 50 мин. |
д/ОД - нет |
д/ОД - нет |
д/ОД – нет |
д/ОД – 1 р/н |
д/ОД – 1-2 р/н |
д/ОД – 1-2 р/н |
*д/ОД – дополнительная образовательная деятельность
План непрерывной непосредственно образовательной деятельности
с детьми дошкольного возраста в группах общеразвивающей направленности
на 2016 – 2017 учебный год
Обязательная часть образовательной программы |
|||||||||||||
№ |
Виды детской деятельности |
ранний возраст |
дошкольный возраст |
||||||||||
Iмладшая группа 2-3 года |
II младшая группа 3-4 года |
средняя группа 4-5 лет |
Старшая группа 5-6 лет |
Подготовительная группа 6-8 лет |
|||||||||
группы общеразвивающей направленности |
группы общеразвивающей направленности
|
||||||||||||
неделя
|
год |
неделя |
год |
неделя |
год |
неделя |
год |
неделя |
год |
||||
1. |
Социально-коммуникативное и познавательное развитие |
||||||||||||
1.1. |
Познавательно-исследовательская деятельность (ФЭМП) |
|
|
|
|
1 |
36 |
1 |
36 |
1 |
36 |
2 |
72 |
1.2. |
Познавательно-исследовательская деятельность (формирование представлений о себе и окружающем мире,) |
|
|
|
|
0,5 |
18 |
0,5 |
18 |
1 |
36 |
1 |
36 |
1.3. |
Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками |
2 |
64 |
2 |
64 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.4. |
Экспериментирование с материалами и веществами |
1 |
32 |
1 |
32 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.5 |
ОБЖ |
|
|
|
|
0,5 |
18 |
0,5 |
18 |
0,5 |
18 |
0,5 |
18 |
2. |
Речевое развитие |
||||||||||||
2.1. |
Общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого |
3 |
96 |
3 |
96 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2. |
Коммуникативная деятельность |
|
|
|
|
0, 5 |
18 |
0, 5 |
18 |
1 |
36 |
1 |
36 |
2.3. |
Восприятие художественной литературы и фольклора |
|
|
|
|
0, 5 |
18 |
0,5 |
18 |
05 |
18 |
05 |
18 |
2.4 |
Подготовка к обучению грамоте |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
36 |
1 |
36 |
3. |
Художественно-эстетическое развитие |
||||||||||||
3.1. |
Изобразительная деятельность |
|
|
|
|
3 |
108 |
3 |
108 |
4 |
144 |
4 |
144 |
|
рисование |
|
|
|
|
1 |
36 |
1 |
36 |
2 |
72 |
2 |
72 |
|
лепка |
|
|
|
|
1 |
36 |
1 |
36 |
1 |
36 |
1 |
36 |
|
аппликация |
|
|
|
|
0, 5 |
18 |
0,5 |
18 |
0, 5 |
18 |
0, 5 |
18 |
3.2. |
Конструирование |
|
|
|
|
0,5 |
18 |
0,5 |
18 |
0,5 |
18 |
0,5 |
18 |
3.3. |
Музыкальная деятельность |
2 |
64 |
2 |
64 |
2 |
72 |
2 |
72 |
2 |
72 |
2 |
72 |
|
Физическое развитие |
||||||||||||
4.1. |
Двигательная деятельность |
2 |
64 |
2 |
64 |
3 |
108 |
3 |
108 |
3 |
108 |
3 |
108 |
Итого: объем недельной образовательной нагрузки по образовательной программе |
10 |
|
10 |
|
10 |
|
11 |
|
14 |
|
15 |
|
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
||||||
Социально-коммуникативное развитие |
Коммуникативная деятельность, познавательная деятельность (на основе парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста», авторы Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б.Стеркина, программы «Светофор» Т.И.Даниловой) |
Интегрируется в занятия - освоение безопасного поведения
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Познавательное развитие |
Познавательная деятельность (на основе парциальной программы «Мы живем на Урале», авт. О.В.Толстикова, О.В.Совельева) |
Познание предметного и социального мира
|
- |
- |
25 (1) |
30 (1) |
|
Речевое развитие |
Коммуникативная деятельность (на основе парциальной программы «Обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи», авт. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина) |
Развитие речи (групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия) |
- |
- |
25(1) |
30 (1) |
|
Художественно-эстетическое развитие |
Изобразительная деятельность (на основе парциальной программы И.А.Лыковой «Цветные ладошки») |
Интегрируется в занятия - рисование, лепка, аппликация |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Итого в части, формируемой участниками образовательных отношений |
|
|
|
1 50 мин |
2 60 мин |
||
План совместной образовательной деятельности
и культурных практик в режимных моментах
на 2016 – 2017 учебный год
Формы образовательной деятельности в режимных моментах |
Количество форм образовательной деятельности и культурных практик в неделю |
|||
Вторая младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
|
Общение |
||||
Ситуация общения воспитателя с детьми и накопления положительного социально-эмоционального опыта |
Ежедневно |
|||
Беседы и разговоры с детьми по их интересам |
Ежедневно |
|||
Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр |
||||
Индивидуальные игры с детьми (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) |
Ежедневно |
3 раза в неделю |
||
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) |
2 раза в неделю |
3 раза в неделю |
2 раза в неделю |
|
Детская студия (театрализованные игры) |
1 раз в 2 недели |
|||
Досуг здоровья и подвижных игр |
1 раз в 2 недели |
|||
Подвижные игры |
Ежедневно |
|||
Познавательная и исследовательская деятельность |
||||
Опыты, эксперименты, наблюдения (в том числе экологической направленности) |
1 раз в 2 недели |
|||
Наблюдение за природой (на прогулке) |
Ежедневно |
|||
Формы творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие детей |
||||
Музыкально-театрализованная гостиная |
1 раз в 2 недели |
1 раз в неделю |
||
Творческая мастерская (рисование, лепка, художественный труд по интересам) |
1 раз в неделю |
|||
Чтение литературных произведений |
Ежедневно |
|||
Самообслуживание и элементарный бытовой труд |
||||
Самообслуживание |
Ежедневно |
|||
Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами) |
Ежедневно |
|||
Трудовые поручения (общий и совместный труд) |
- |
1 раз в неделю |
1 раз в 2 недели |
План самостоятельной деятельности детей в режимных моментах
на 2016– 2017 учебный год
Режимные моменты |
Распределение времени в течение дня |
|||
Вторая младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
|
Игры, общение, деятельность по интересам во время утреннего приема |
От 10 до 50 минут |
|||
Самостоятельные игры в 1-ой половине дня |
20 минут |
15 минут |
||
Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке |
От 60 минут до 1 часа 30 минут |
От 60 минут до 1 часа 40 минут |
||
Самостоятельные игры, досуги, общение и деятельность по интересам во 20ой половине дня |
40 минут |
30 минут |
||
Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке |
40 минут |
30 минут |
||
Игры перед уходом домой |
От 15 до 50 минут |
Примечание. На самостоятельную деятельность детей 3 – 7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3 – 4-х часов.
Модель физического воспитания детей дошкольного возраста
на 2016 – 2017 учебный год
Формы организации |
Вторая младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
|
||||
1.1.Утренняя гимнастика |
Ежедневно 5-6 минут |
Ежедневно 6-8 минут |
Ежедневно 8-10 минут |
Ежедневно 10 минут |
1.2.Физкультминутки, динамические паузы |
Ежедневно по мере необходимости (до 3 минут) |
|||
1.3.Игры и физические упражнения на прогулке |
Ежедневно 6-10 минут |
Ежедневно 10-15 минут |
Ежедневно 15-20 минут |
Ежедневно 20-30 минут |
1.4.Закаливающие процедуры |
Ежедневно после дневного сна |
|||
1.5.Дыхательная гимнастика |
||||
|
||||
2.1.Физкультурные занятия в спортивном зале |
2 раза в неделю по 15 минут |
2 раза в неделю по 20 минут |
2 раза в неделю по 25 минут |
2 раза в неделю по 30 минут |
2.2.Физкультурные занятия на свежем воздухе |
1 раза в неделю по 15 минут |
1 раза в неделю по 20 минут |
1 раза в неделю по 25 минут |
1 раза в неделю по 30 минут |
|
||||
3.1.Самостоятельная двигательная деятельность |
Ежедневно под руководством воспитателя (продолжительность определяется в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка) |
|||
3.2.Спортивные праздники |
- |
Летом 1 раз в год |
2 раза в год |
|
3.3.Физкультурные досуги и развлечения |
1 раз в квартал |
1 раз в месяц |
||
3.4.Дни здоровья |
1 раз в квартал |