Суббота, 20.04.2024, 12:58
Приветствую Вас, Гость
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Составление описательного рассказа по репродукции А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
23.09.2015, 00:18

Конспект занятия по развитию речи в старшей группеСоставление описательного рассказа по репродукции А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

01.11.2014

 

Воспитатель Артемьева О.А.

Цель:  Учить составлять описательный рассказ по пейзажной картине, понимать содержание картины, связно, последовательно описывать предметы и персонажи.

Задачи: 

Образовательные.  Углубить представления о сезонных изменениях в природе. Учить придерживаться структуры описательного рассказа, описание (описание место и время действия), соблюдать логику развития сюжета, используя разные языковые средства; сложные грамматические конструкции.

Развивающие. Развивать эмоциональный отклик на весеннее проявление природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы.    Развивать навыки речевого общения, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия. Активизировать словарь. Совершенствовать умение составлять по картинкам предложения и связывать по смыслу в рассказ.

Воспитательные.  Через пословицу помочь узнать мудрость народа, его жизненный опыт и наблюдения накопленные в течении долгих веков. Воспитывать самостоятельность, активность; умение видеть красоту родной природы.

 

Ход занятия

Воспитатель:   Ребята отгадайте загадку

«Есть у радости подруга

В виде полукруга;

На лице она живет,

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится,

Грусть тоска ее боится»

- Что это ребята?                                                       (Улыбка)

- Подарим, друг другу улыбку и с хорошим настроением начнем наше занятие.

(дети улыбаются друг другу)

Воспитатель:  А, теперь послушайте еще одну загадку:

«Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?»

                                       (Весной)   

- Правильно, это происходит весной. Сейчас, мы с вами поговорим о весне.

- Какая она?

Дети: Теплая, ласковая, солнечная, мокрая, журчащая, шумная и т.д.

(На магнитную доску выставляется карточка с буквой «В»)

Воспитатель:  Назовите приметы весны, какие вы знаете.

Дети:  Солнце светит ярче, тает снег, висят сосульки, на деревьях набухают почки, появляются проталины, прилетают птицы и т.д.

(Воспитатель выставляет карточку мнемотаблицы)

Воспитатель:  Молодцы, а сейчас мы с вами поиграем в игру: «Закончи предложение». Я начну предложение, а вы должны будете продолжить. Но, когда будете отвечать, обязательно надо произнести начало предложения.

  1. Я люблю весну за то, что …   (красивая, теплая и т.д.)
  2. Весной солнце … (греет, припекает и т.д.)
  3. Весной сугробы снега от солнечного тепла … (оседают, тают и т.д.)
  4. Весной на деревьях почки …(набухают, лопаются и т.д.)
  5. Весной птицы … (возвращаются, прилетают и т.д.)
  6. Весной птицы гнезда … (вьют, строят и т.д.)
  7. Весной на проталинах первые цветы … (появляются, распускаются и т.д.)                                                                                                                                                              

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, какие красивые предложения вы придумали. Сейчас, я прочитаю русскую народную пословицу, а вы попробуйте мне объяснить, как ее понять:

«Вода с гор потекла, весну принесла»

- Почему, так люди говорят?

Дети:  Весной солнце светит ярче, теплее, от этого снег тает и превращается в ручьи. Они бегут вниз и т.д.

Воспитатель:  Хорошо, молодцы!

- Ребята, давайте немного отдохнем и представим себе, что мы с вами синие лужицы весны.

Физ. минутка.

Голубые, синие небо и ручьи (руки через стороны вверх)

В синих лужах плещутся стайкой воробьи (приседание)

На снегу прозрачные льдинки – кружева (прыжки на месте)

Первые проталинки, первая трава  (хлопки в ладоши).

Воспитатель: - Немного отдохнули, а теперь еще раз назовем приметы весны.

Дети: Тает снег, солнце ярче светит, на деревьях набухают почки, появляются проталины, возвращаются из теплых стран первые птицы – грачи.

( Показ картины А. Саврасова «Грачи прилетели»)

Воспитатель:  -Ребята, посмотрите на картину, как чудесно рассказал художник Алексей Саврасов в своей картине «Грачи прилетели»

- Что же интересного увидел и изобразил на своей картине художник?

Вместе с детьми: Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, они шумят, радуются, что вернулись в свои старые гнезда.

Воспитатель: - Расскажите о грачах, что они делают?

Вместе:  Поправляют, ремонтируют гнезда, они веселые, радостные, смешные. Громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии, делятся планами на будущее.

Воспитатель:  Как вы думаете, почему грачи выбрали именно это место для гнезда?

Вместе:   Здесь тихо, спокойно. Это окраина села, видно несколько домиков и церковь. Вдалеке виден лес.

Воспитатель:  Какие деревья выбрали птицы?

Вместе:  Грачи выбрали старую, корявую березу. Она толстая, ветки ее упругие; гнезда надежно укреплены.

Воспитатель:  - Ребята, посмотрите внимательно, есть ли на картине солнце?

Дети: Нет.

Воспитатель:  Как вы догадались?

Дети: Солнце скрылось за облаками, оно еще неяркое, ленивое, чуть-чуть просвечивает сквозь облака и т.д.

Воспитатель:  Какие облака изобразил А. Саврасов?

Дети:  Голубовато-серые, пушистые, прозрачные, немного хмурые и т.д.

Воспитатель:  А, что можно сказать о небе?

Дети:  Покрыто голубовато-серыми облаками, оно низкое, грустное, холодное.

Воспитатель:  Молодцы! А, какой снег, изображен?

Дети:  Потемневший, рыхлый, серый, мокрый, холодный, печальный, подтаявший и т.д.

Воспитатель:  - Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на картину?

Дети:  Немного холодно, грустно, но где-то даже радостно, потому что уходит зима.

Воспитатель:  - Вам понравилась картина?

Дети: Да.

Воспитатель:  - Ребята, мы  с вами рассмотрели картину. А сейчас попробуем составить рассказ. С начало я расскажу вам. А потом вы.

Воспитатель: «Художник А. Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели»                                                                                                                                    Перед нами огромный пейзаж. Это окраина села, видно несколько деревянных домов и церковь.                                                                                                  На березы опустилась стая грачей. Они шумят, кричат, разговаривают на грачином языке. Грачи счастливы. Что вернулись домой, в свои старые гнезда. Птицы выбрали старую, корявую березу. У нее упругие ветки, толстый ствол. Грачи поправляют, ремонтируют гнезда. Внизу у корней березы, грач нашел ветку и держит ее в клюве. Птицы радостные и веселые.                                                                                                        Солнце скрылось за облаками. Оно еще не яркое, ленивое, но уже чувствуется, что снег тает под его теплыми лучами.                                                 Небо низкое, грустное и хмурое.                                                                                      Снег потемневший, рыхлый, талый.                                                                                  Несмотря на это в воздухе пахнет весной!

Воспитатель:   Понравился вам, мой рассказ?

Дети:  Да.

Воспитатель:  А теперь, кто попробует рассказать свой рассказ.

(Рассказы детей)

Воспитатель:   - Молодцы!  Замечательные у вас получились рассказы!

Итог занятия:   Что, интересного вы узнали сегодня на занятии? (Ответы)

С творчеством, какого художника вы познакомились? (Ответы)

Как, называется картина? (Ответы)

 Какое настроение осталось у вас от знакомства с этой картиной? (Ответы)

Что, вы испытываете с приходом весны, с пробуждением природы? (Ответы)

Вам, понравилось? (Ответы)

Все вы были внимательными и активными, молодцы!  Спасибо!

Категория: Мои файлы | Добавил: Warlor
Просмотров: 3815 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar